История компании John Deere: от плугов до VIN-замков

28-10-2022

История мирового лидера по производству и обслуживанию сельскохозяйственного, лесозаготовительного, строительного оборудования, ирригационной и садово-парковой техники началась в девятнадцатом веке во времена колонизации Среднего Запада США.

Родившийся в 1804 году основатель компании Джон Дир по окончании школы прошел курс кузнечного ремесла и с 1825 года работал подмастерьем в местной кузнице. Наступивший экономический спад заставил Джона собрать свой инструмент и имеющуюся наличность и переехать в Иллинойс, где он открыл свою кузницу. Как и многие территории Среднего Запада, Иллинойс был аграрным штатом, и новая кузнечная мастерская ориентировалась на выпуск и ремонт сельхозорудий для фермеров, основную проблему для которых в Иллинойсе составляла почва прерий. Плуги, которые фермеры-переселенцы привезли с Востока, отлично подходили для песчаных почв, но местная вязкая почва сильно налипала на них, что превращало обработку земли в медленную и трудоемкую операцию. Тесное сотрудничество с землепашцами подтолкнуло Джона Дира к изобретению стального плуга, отвал которого мог бы самоочищаться от налипающей почвы. Придуманный молодым кузнецом плуг уникальной конструкции стал идеальным орудием для возделывания вязких почв Среднего Запада, вследствие чего резко выросли их производство и сбыт.%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B3%20%D0%B4%D0%B6%20%D0%B4.jpg?1666945742618

К середине XIX века кузнечная мастерская Дира, став к тому моменту компанией  Deere, Tate & Gould, изготавливала порядка тысячи плугов в год, включив в линейку выпускаемой продукции также сеялки и культиваторы. Начавшаяся через десять лет Гражданская война между Севером и Югом сделала фермеров со Среднего Запада основными поставщиками продовольствия, как следствие, вырос спрос на сельхозтехнику. Рост объемов производства превратил компанию в корпорацию Deere & Company, под брендом которой объединились шесть предприятий по выпуску сельскохозяйственной техники и специального оборудования, что многократно увеличило ассортимент предлагаемой потребителю продукции.

Одним из революционных продуктов новой корпорации стал продемонстрированный в 1878 году на Всемирной выставке в Париже колесный плуг с сиденьем. Плуг был назван по имени его создателя – главы металлургического завода Deere Гилпина Мура, чье изобретение избавило фермеров от необходимости шагать за плугом. Плуг Гилпина победил в проводимом на выставке соревновании плугов, превзойдя более пятидесяти конкурентов. Именно Gilpin Sulky-Plough, как он назван в патенте, оказался первым продуктом Deere, попавшим в Российскую империю. Отечественные земледельцы не смогли устоять перед соблазном попробовать пахать, сидя в кресле.%D0%BA%D0%BE%D0%BB%20%D0%BF%D0%BB%D1%83%D0%B3.jpg?1666945496341

В это же время для защиты от контрафактной продукции, выпускаемой под именем Deere & Company, был зарегистрирован товарный знак корпорации – олень (по-английски, deer, что созвучно фамилии основателя), перепрыгивающий через бревно.%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BF%20%D0%B4%D0%B6%D0%BE%D0%BD%20%D0%B4%D0%B8%D1%80.jpg?1666946268782

В 1886 году отец-основатель Джон Дир умирает, а через два года после его смерти начинается тракторный век. В Америке появляются первые паровые трактора. Для них Deere налаживает выпуск специальных секционных плугов, а уже в двадцатом веке корпорация покупает в Айове завод по производству тракторов с двигателем внутреннего сгорания. В 1918 году было продано свыше пяти тысяч тракторов модели Waterloo Boy. Это был хороший старт, но по продажам Deere уступил лидеру отрасли, компании Форда, почти в шесть раз.

Создание новых конкурентноспособных моделей колесных тракторов помогло компании пережить Великую депрессию, а сразу после Второй мировой войны на рынок был выпущен трактор на гусеничном ходу. Через два года на его базе в компании создали бульдозер, что послужило новой вехой ­– появлением строительной техники под брендом John Deere, вскоре завоевавшей заслуженную популярность. В настоящее время техника и оборудование американской корпорации эксплуатируется в 130 странах мира. В 2016 году корпорация заняла 88-е место среди самых дорогих брендов планеты (The World's Most Valuable Brands) по версии Forbes.%D0%B4%D0%B6%D0%B4%20%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE.jpg?1666945331021

К сожалению, в последние годы, с тех пор, как Deere & Company стала, по сути дела, монополистом, разразилось несколько скандалов, связанных с именем компании.

Инженеры Deere оснастили свои трактора огромным количеством новых датчиков вроде установленных на колесах, замеряющих плотность почвы, или на шасси – для измерения влажности почвы. «Пользовательские данные» с датчиков получал производитель тракторов, считавший, что фермеры, генерирующие эту телеметрию своей работой, не являются ее владельцами. Фермер, который хотел получить данные со своей машины для «умного земледелия», мог купить их только в фирменном приложении, продававшемся лишь с «нагрузкой» вместе с семенами от «предпочтительного» поставщика. В то же время массив данных о почвах на фермах, где работают трактора John Deere, стал доступен в качестве инсайдерской информации инвестиционным компаниям, делающим ставки на рынке фьючерсов.%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%20%D0%94%D0%B6%D0%94.jpg?1666944717550

Более серьезной проблемой оказалось так называемое «право на ремонт» (right-to-repair), в котором Deere пытается отказать фермером согласно DMCA (закону об авторском праве в цифровую эпоху). В корпорации считают, что любой ремонт их тракторов должен быть санкционированным. Даже самостоятельно меняя лампочку, владелец трактора обязан хотя бы удаленно связаться со специалистом John Deere для авторизации детали, потратив свои время и деньги. В корпорации это объясняют тем, что покупая у них трактор, фермер не имеет права модифицировать и ремонтировать его, потому что на самом деле не владеет трактором, а «арендует» его. Почему? Потому что управляющее техникой и VIN-замком программное обеспечение принадлежит John Deere. В случае нежелания фермера следовать навязываемым правилам производитель может удаленно отключить трактор, превратив его в груду красивого металла в желто-зеленых цветах своего бренда.

Фермеры не согласны с таким положением вещей, и в начале 2022 года против корпорации было подано несколько коллективных исков от американских аграриев, пытающихся добиться «права на ремонт». На данный момент суды продолжаются.%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82%20%D0%94%D0%B6%D0%94%202.jpg?1666945078312

У тех, кто не хочет судиться, тоже есть возможность избавиться от угрозы удаленного отключения из-за невыполнения драконовских условий корпорации. Даже на родине компании, в самих США широко распространилась практика установки на трактора нелегальных прошивок из стран Восточной Европы. В свете ухода компании с рынка России такая информация может оказаться нелишней для отечественных владельцев (или всего лишь «арендаторов», по мнению корпорации) тракторов John Deere. Можно не бояться удаленного «окирпичивания» своей техники при возможном усилении санкций.

Основатель корпорации всю жизнь придерживался принципа: «Я никогда не поставлю свое имя на продукт, который не содержит лучшее, что есть во мне». Руководствуясь этим девизом, компания John Deere и по сей день выпускает сельхозтехнику, про которую на специализированных форумах пишут: «Если есть деньги – не раздумывайте, обязательно берите». А с запчастями по дефектным ведомостям для подготовки тракторов и комбайнов к новому сезону сможет помочь компания Transfaire, организовавшая в рамках параллельного импорта надежный канал поставки из Европы.